Минздрав разъяснил порядок перехода на электронный документооборот в медицинских организациях
На портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ опубликован проект методических рекомендаций по поэтапному переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов.
Они поясняют порядок перехода на электронный документооборот в медицинских организациях, закрепленный в приказе Минздрава №947н от 7 сентября 2020 года «Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов». Приказ вступил в силу 1 февраля 2021 года.
Методические рекомендации содержат типовой план мероприятий («Дорожную карту») по поэтапному переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов и перечень медицинских документов, рекомендуемых к ведению в форме электронных документов. Запрос на подготовку подробного плана был сформирован по итогам проведенного в феврале онлайн-опроса врачебного сообщества о переходе на электронный документооборот. Опрос был организован специалистами Центра компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения Минздрава России и охватил более 30000 человек.
Проект методических рекомендаций детализирует, уточняет и разъясняет положения приказа №947н, по которым поступило больше всего вопросов:
1. Пункт 6 проекта методических рекомендаций разъясняет положение приказа №947н о дублировании медицинской документации в бумажном виде по просьбе пациента.
В случае наличия заявления пациента (или его законного представителя) о ведении его медицинской документации в бумажном виде, его медицинская документация дублируется на бумажных носителях. При этом медицинская организация не прекращает вести документацию пациента в электронном виде.
2. Разъяснён порядок доступа граждан к электронным медицинским документам.
Доступ к электронным медицинским документам может предоставляться c помощью личного кабинета «Мое здоровье» на ЕПГУ, а также через личные кабинеты региональных систем и медицинских организаций.
3. Определены правила предоставления доступа к электронной медицинской документации медицинским работникам с целью обеспечения преемственности оказания медицинской помощи, описаны ситуации, когда такое право доступа предоставляет сам пациент.
Права доступа к электронным медицинским документам пациента регламентируется на уровне медицинской организации или региональной системы. При этом в рекомендациях регламентировано ведение и хранение реестра доступа к документам. Международный опыт показал, что такой контролируемый руководством реестр обеспечивает более осознанное использование электронных документов медработниками.
4. В проекте рекомендаций предложены методы оцифровки бумажных документов. Пункт 16 рекомендаций помогает организовать электронное хранение бумажных документов, используемых в медицинской организации.
5. Проект детализирует некоторые технические детали электронного документооборота, не вошедшие в приказ №947н. Это касается технологии использования электронных подписей и взаимодействия с РЭМД. В частности, в рекомендациях учтено развитие системы РЭМД в динамике.
6. Важным элементом проекта рекомендаций является раздел по регламенту уничтожения электронных документов с закончившимся сроком хранения. Этот элемент жизненного цикла документа не был отражен в приказе №947н
7. В приложении 2 проекта представлен перечень структурированных электронных медицинских документов, планируемых к разработке и размещению на Портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ в 2021 году. Этот перечень дает медицинским организациям четкие ориентиры, какие документы следует переводить в электронный вид в первоочередном порядке.
Ссылка на методические рекомендации.